Важные ссылки
Генеральная Прокуратура РФ
Прокуратуры субъектов РФ
Официальный сайт органов власти Нижегородской области
Нижегородское областное Законодательное собрание
Нижегородский областной суд
Арбитражный суд Нижегородской области
Следственное управление Следственного комитета РФ по Нижегородской области
ГУ МВД России по Нижегородской области
Федеральная служба безопасности РФ
УФСКН по Нижегородской области
УФССП по Нижегородской области

 

 

 

Защита прав предпринимателей

26 декабря 2011 - Администратор

 

 

Прокурорский надзор за соблюдением прав субъектов предпринимательской деятельности

 

 

Уважаемые посетители сайта!



В этом разделе Вы можете обратиться с сообщением к прокурору Нижегородской области по вопросам нарушения законодательства РФ при осуществлении государственного и муниципального контроля, а также ознакомиться с основными положениями действующего законодательства в указанной сфере.


Президентом Российской Федерации Д.А.Медведевым перед органами прокуратуры РФ поставлена задача обеспечения гарантий соблюдения прав субъектов предпринимательской деятельности при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля.

15 мая 2008 года Президентом РФ издан Указ №797, которым в целях ликвидации административных ограничений при осуществлении предпринимательской деятельности, в первую очередь малого и среднего предпринимательства, предусмотрены неотложные меры по ликвидации административных ограничений при осуществлении предпринимательской деятельности.

С 01 мая 2009 года вступил в силу Федеральный закон от 26.12.2008г. №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (в ред. от 28.04.2009 №60-ФЗ) (далее – Федеральный закон).

Указанным законом все виды государственного контроля (надзора), муниципального контроля разделены на 3 условные группы:

первая – те, на которые положения Федерального закона не распространяются:

- контроль (надзор), при осуществлении которого при проведении контрольных мероприятий не требуется взаимодействия контролирующих органов с проверяемыми, на последних не возлагаются обязанности по предоставлению информации и исполнению требований органов государственного контроля (надзора);

- контроль (надзор), осуществляемый органами государственной власти при проведении оперативно-розыскных мероприятий, производстве дознания, осуществлении прокурорского надзора и правосудия, проведении предварительного следствия и административного расследования, финансового контроля и финансово-бюджетного надзора, налогового контроля, контроля на финансовых рынках и др., указанных в ч.3 ст.1 Федерального закона.

вторая – те, на которые положения Федерального закона распространяются лишь частично, а отдельные особенности осуществления контрольно-надзорных полномочий (в части вида, предмета, оснований проверок и сроков их проведения) до 01.01.2010 г. урегулированы другими федеральными законами. Например, антимонопольный контроль, контроль и надзор в сфере миграции, лицензионный контроль, государственный строительный надзор, контроль за оборотом оружия, контроль за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, контроль и надзор в сфере труда, государственный надзор и контроль в области обеспечения безопасности дорожного, государственный контроль и надзор за промышленной безопасностью и т.п. (ч. 4 ст.1 Федерального закона). С 01.01.2010 г. на деятельность государственных органов по осуществлению указанных видов контроля (надзора) будет распространяться действие Федерального закона в полном объеме.

третья – остальные виды государственного контроля (надзора), муниципального контроля, не относящиеся к первым двум группам, на которые Федеральный закон распространяется в полном объеме.

Одним из основополагающих принципов защиты прав является недопустимость проведения в отношении одного субъекта хозяйственной деятельности несколькими органами контроля (надзора) проверок исполнения одних и тех же обязательных требований, а также недопустимость взимания указанными органами платы за проведение мероприятий по контролю.

Впервые на федеральном уровне установлен единый порядок осуществления муниципального контроля аналогичный порядку, установленному для государственных контролирующих органов.

Федеральным законом предусмотрен уведомительный характер начала предпринимательской деятельности, в соответствии с которым субъекты хозяйственной деятельности, указанные в ст.8 закона, при уведомлении о начале осуществления деятельности уполномоченного Правительством РФ федерального органа исполнительной власти вправе осуществлять эту деятельность без получения разрешений, заключений и иных документов, выдаваемых органами государственной власти, местного самоуправления для начала осуществления предпринимательской деятельности в отношении работ и услуг в составе видов деятельности, указанных в ч.2 ст.8 Федерального закона (гостиничные, бытовые услуги, услуги общественного питания организациями общественного питания, розничная и оптовая торговля и др.). В данной части Федеральный закон вступает в действие с 01 июля 2009 года.

Федеральным законом установлены основания и порядок проведения плановых и внеплановых проверок, которые могут быть документарными либо выездными.

Основанием для проведения плановых проверок является ежегодный план проверок, составляемый каждым органом контроля (надзора) и опубликованный на официальном его сайте в сети «Интернет» либо иным доступным способом. Поводом к включению субъекта предпринимательской деятельности в план проверок является истечение 3-летнего срока с момента его государственной регистрации, с окончания проведения последней плановой проверки, с начала осуществления деятельности, начатой в уведомительном порядке.

С 2011 года основанием для проведения плановых проверок будет являться единый сводный план проверок, составляемый Генеральной прокуратурой РФ и размещенный на официальном сайте Генеральной прокуратуры РФ в сети «Интернет».

Законом установлена единая периодичность плановых проверок – не чаще чем 1 раз в три года. Вместе с тем, учитывая социальную значимость социальной сферы правоотношений, частью 9 статьи 9 Федерального закона предусмотрено, что для деятельности в сфере здравоохранения, образования, соцсфере такие проверки могут проводиться 2 и более раза в 3 года. Перечень таких видов деятельности и их периодичность устанавливается Правительством РФ.

Основаниями проведения внеплановой проверки являются, во-первых, истечение срока исполнения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований и (или) требований, установленных муниципальными правовыми актами; во-вторых, поступление в органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля обращений и заявлений граждан, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о следующих фактах:

а) возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

б) причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, безопасности государства, а также возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

в) нарушение прав потребителей (в случае обращения граждан, права которых нарушены).

Внеплановые проверки субъектов малого и среднего предпринимательства контролирующими органами при наличии оснований полагать о возникновении угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при причинении такого вреда, возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, будут проводиться только после согласования с органом прокуратуры по месту осуществления деятельности юридических лиц или индивидуальных предпринимателей.

Критерии отнесения юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к числу субъектов малого и среднего предпринимательства приведен в ст. 4 Федерального закона «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» от 24.07.2007 № 209-ФЗ.

Приказом Генерального прокурора РФ от 27.03.2009 № 93 утвержден Порядок согласования в органах прокуратуры проведения внеплановых выездных проверок субъектов малого и среднего предпринимательства, в соответствии с которым согласование проведения внеплановых проверок, проводимых центральными аппаратами федеральных органов исполнительной власти, их межрегиональными и региональными территориальными органами, а также региональными органами контроля (надзора) субъектов России будет производиться по месту осуществления деятельности юридического лица или индивидуального предпринимателя прокурором или заместителем прокурора субъекта РФ; согласование проверок, проводимых городскими, районными или иными территориальными подразделениями федеральных органов исполнительной власти, региональными органами контроля (надзора) субъектов России, а также органами муниципального контроля, производят прокуроры и заместители прокуроров территориального звена.

Типовая форма заявления о согласовании органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля с органом прокуратуры проведения внеплановой выездной проверки субъектов малого или среднего предпринимательства установлена Приказом Минэкономразтивия РФ от 30.04.2009 № 141. Данным приказом утверждены также типовая форма распоряжения или приказа органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля о проведении проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя; типовая форма акта проверки органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля юридического лица, индивидуального предпринимателя; типовая форма журнала учета проверок юридического лица, индивидуального предпринимателя, проводимых органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля.

Заявление о согласовании проведения внеплановой выездной проверки субъектов малого или среднего предпринимательства и прилагаемые к нему документы рассматриваются органом прокуратуры в день их поступления в целях оценки законности проведения внеплановой выездной проверки.

По результатам рассмотрения заявления о согласовании проведения внеплановой выездной проверки субъектов малого или среднего предпринимательства и прилагаемых к нему документов не позднее чем в течение рабочего дня, следующего за днем их поступления, прокурором или его заместителем принимается решение о согласовании проведения внеплановой выездной проверки или об отказе в согласовании ее проведения.

Основаниями для отказа в согласовании проведения внеплановой выездной проверки являются:

1) отсутствие документов, прилагаемых к заявлению о согласовании проведения внеплановой выездной проверки субъектов малого или среднего предпринимательства;

2) отсутствие оснований для проведения внеплановой выездной проверки в соответствии с требованиями части 2 настоящей статьи;

3) несоблюдение требований, установленных настоящим Федеральным законом, к оформлению решения органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля о проведении внеплановой выездной проверки;

4) осуществление проведения внеплановой выездной проверки, противоречащей федеральным законам, нормативным правовым актам Президента Российской Федерации, нормативным правовым актам Правительства Российской Федерации;

5) несоответствие предмета внеплановой выездной проверки полномочиям органа государственного контроля (надзора) или органа муниципального контроля;

6) проверка соблюдения одних и тех же обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, в отношении одного юридического лица или одного индивидуального предпринимателя несколькими органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля.

Если основанием для проведения внеплановой выездной проверки является причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, безопасности государства, а также возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обнаружение нарушений обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, в момент совершения таких нарушений в связи с необходимостью принятия неотложных мер органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля вправе приступить к проведению внеплановой выездной проверки незамедлительно с извещением органов прокуратуры о проведении мероприятий по контролю посредством направления соответствующих документов в органы прокуратуры в течение двадцати четырех часов. В этом случае прокурор или его заместитель принимает решение о согласовании проведения внеплановой выездной проверки в день поступления соответствующих документов.

Решение прокурора или его заместителя о согласовании проведения внеплановой выездной проверки или об отказе в согласовании ее проведения может быть обжаловано вышестоящему прокурору или в суд.

После завершения внеплановой выездной проверки органы государственного контроля (надзора), муниципального контроля направляют в орган прокуратуры, принявший решение о согласовании проведения проверки, акт проверки в течение пяти рабочих дней со дня его составления.

В качестве дополнительных гарантий соблюдения прав предпринимателей законодателем предусмотрена обязанность контрольно-надзорных органов их уведомления о предстоящей проверке (путем направления копии распоряжения (приказа) о проведении плановой проверки не позднее чем в течение 3 рабочих дней до ее начала либо уведомления любым доступным способом при проведении внеплановой проверки за 24 часа до ее начала), в случае, когда основанием проверки является истечение срока исполнения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований и (или) требований, установленных муниципальными правовыми актами.

Выездная проверка начинается с предъявления служебного удостоверения должностными лицами органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, обязательного ознакомления руководителя или иного должностного лица юридического лица, индивидуального предпринимателя, его уполномоченного представителя с распоряжением или приказом руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля о назначении выездной проверки и с полномочиями проводящих выездную проверку лиц, а также с целями, задачами, основаниями проведения выездной проверки, видами и объемом мероприятий по контролю, составом экспертов, представителями экспертных организаций, привлекаемых к выездной проверке, со сроками и с условиями ее проведения.

Заверенные печатью копии распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля о проведении плановой либо выездной проверки вручаются под роспись должностными лицами органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводящими проверку, руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю юридического лица, индивидуальному предпринимателю, его уполномоченному представителю одновременно с предъявлением служебных удостоверений.

Сокращены сроки проведения проверок. Так, срок проведения документарной либо выездной проверок не может превышать двадцать рабочих дней. В отношении одного субъекта малого предпринимательства общий срок проведения плановой выездной проверки не может превышать пятьдесят часов для малого предприятия и пятнадцать часов для микропредприятия в год. В исключительных случаях, связанных с необходимостью проведения сложных и (или) длительных исследований, испытаний, специальных экспертиз и расследований на основании мотивированных предложений должностных лиц органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводящих выездную плановую проверку, срок проведения выездной плановой проверки может быть продлен руководителем такого органа, но не более чем на двадцать рабочих дней, в отношении малых предприятий, микропредприятий не более чем на пятнадцать часов.

Помимо надзора за законностью осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, согласования внеплановых выездных проверок и формирования ежегодных сводных планов проведения плановых проверок органами государственного контроля (надзора) и муниципального контроля хозяйствующих субъектов на органы прокуратуры возложены также полномочия по учету проводимых органами государственного контроля (надзора) и муниципального контроля внеплановых выездных проверок субъектов малого и среднего предпринимательства; ежегодный мониторинг внеплановых выездных проверок; проведение сверок данных с органами государственного контроля (надзора), муниципального контроля об осуществленных внеплановых выездных проверках субъектов малого и среднего предпринимательства по итогам работы за каждое полугодие; обеспечение системного сбора, накопления и обработки информации о нарушениях прав субъектов предпринимательской деятельности при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля, включая сведения общественных организаций и средств массовой информации.

Надзорная деятельность органов прокуратуры Нижегородской области в указанной сфере урегулирована Федеральными законами «О прокуратуре Российской Федерации», «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», Приказами Генерального прокурора РФ от 31.03.2008 №53 «Об организации прокурорского надзора за соблюдением прав субъектов предпринимательской деятельности», от 27.03.2009 №93 «О реализации Федерального закона от 26.12.2008г. №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», Приказом прокурора Нижегородской области от 27.04.2009 №30 «О реализации Федерального закона от 26.12.2008г. №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», другими нормативными правовыми актами.

Для реализации новых надзорных полномочий и оказания помощи в организации работы городских и районных прокуратур 14.04.2009 года в прокуратуре Нижегородской области создан специализированный отдел по надзору за исполнением законодательства о государственном и муниципальном контроле.

 

 Представители предпринимательского сообщества по телефону могут получить консультацию по имеющимся у них вопросам в прокуратуре области.

  В связи с введением института Уполномоченного при Президенте Российской Федерации о защите прав предпринимателей в прокуратуре области в июне 2012 года создано структурное подразделение – отдел по надзору за  соблюдением прав предпринимателей.      Отдел осуществляет надзор за исполнением законов в сфере лицензирования, налогообложения, государственного и муниципального контроля, организует проверки по обращениям о фактах рейдерских захватов предприятий, административных барьеров при осуществлении предпринимательской деятельности. С 20.09.2012 представители предпринимательского сообщества имеют возможность консультироваться по имеющимся у них вопросам  с  начальником указанного отдела Кокурошниковой Светланой Айратовной по телефону 8-920-027-30-49 в рабочие дни с 9 до 17 часов.  Такая практика позволит предпринимателям сообщать о готовящихся или допущенных в отношении них нарушениях законодательства непосредственно в профильное подразделение прокуратуры области, что позволит при наличии оснований оперативно принять меры прокурорского реагирования.